Украинские олигархи зарабатывают на московской подземке
Эксперты не исключают, что часть средств, выделяемых властями Москвы на строительство метро, может идти на финансирование нацгвардии Украины
Новые линии московского метрополитена возводятся силами компаний из Киева, а материалы и стройтехнику закупают в Днепропетровской области, подконтрольной украинскому олигарху Игорю Коломойскому. К таким выводам пришли в газете «Известия». Нельзя также исключать, что финансирование, выделяемое московским департаментом строительства, может впоследствии направляться в том числе и на военные нужды Украины.
Не так давно стало известно, что заказ на строительство станции «Мичуринский проспект» на юго-западе Москвы выиграла компания «ИБТ». Компанией в равных долях (по 49%) владеют институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект» и ООО «Интерстроймонтаж», еще 2% уставного капитала принадлежит «Банку Москвы». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «Интерстроймонтаж» является полной «дочкой» киевского ЗАО «Интербудтонель», которая в свою очередь с рядом украинских предприятий входит в ассоциацию «Интербудмонтаж» и принимает участие в строительстве тоннеля в Закарпатье.
До последнего времени главным объектом «ИБТ» в Москве была строящаяся станция «Рассказовка» с участком метрополитена длиной 1,62 км. Теперь компания «ИБТ» получит финансирование и на строительство «Мичуринского проспекта».
По мнению депутата Госдумы Ильи Костунова, в данный момент для разрыва сотрудничества с компанией «ИБТ» юридических оснований у Москвы нет, но если выяснится, что компания не только строит метро, но и каким-либо образом действует против интересов России, контракт необходимо будет расторгнуть без промедлений.
Компания «ИБТ» – не единственное украинское предприятие, зарабатывающее деньги на строительстве московского метро. Тюбинги – чугунные крепления сводов для тоннелей метрополитела – производит украинский завод «Днепротяжмаш», который входит в группу компаний «Днепротехсервис» и принадлежит Алексею Зиновьеву (по оценке журнала «Фокус», его состояние составляет $177 млн). Основные предприятия этой группы находятся в Днепропетровской области, которой управляет Игорь Коломойский, обвиняемый в причастности к убийствам мирных жителей на Донбассе. Бывший деловой партнёр Зиновьева, с которым он начинал бизнес в начале 90-х годов прошлого века, Андрей Яловой, в 2014 году финансировал партию «Самопомощь», от которой в Верховную раду прошёл командир карательного батальона «Донбасс» Семен Семенченко. Помимо этого, в начале 2000-х Зиновьев был одним из владельцев завода «Славтяжмаш» вместе с украинскими олигархами Сергеем Тарутой и Ринатом Ахметовым. До ноября 2014 года Тарута был губернатором Донецкой области и поддерживал операции Киева против ДНР и ЛНР.
Чуть больше года назад заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил в беседе с «Российской газетой», что сотрудничество с «Днепротяжмашем» по поставкам тюбинговых колец для московского метро прекращено из-за политической ситуации. Украинским поставщикам пообещали найти отечественную замену. Но, как пишут «Известия», на деле «Днепротяжмаш» до сих пор поставляет тюбинги Москве. Предприятие работает на полную мощность, и за прошлый год оно могло заработать, по приблизительным оценкам, около 5 млрд рублей только на чугунных кольцах для московской подземки.
При этом в России есть и свои производители, которые могли бы поставлять тюбинги – в Новосибирске, Магнитогорске и даже в Москве. Московское предприятие «Спецпроммаш» сегодня располагается на улице Тагильской, где в советское время работали цеха крупнейшего завода «Метромаш», производящего тюбинг для столичного, киевского, ташкентского метро, а также для линий метрополитена в Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Индии и т.д.
По словам коммерческого директора «Спецпроммаша» Геннадия Михайлова, пару лет назад он предлагал департаменту по строительству метро и транспортной инфраструктуры Москвы инвестировать в отечественное производство, одна линия по производству тюбингов тогда требовала 150 млн рублей. Две такие линии, действующие сегодня на «Спецпроммаше», при полной загрузке могут каждый месяц производить до 2 тысяч тонн изделий. Литье сюда поступает с других российских предприятий из Чувашии, Саратовской области, Пензы и других городов. При этом предприятие загружено не до конца, а иногда занимается обработкой литья с «Днепртяжмаша». Выходит, в столичном департаменте строительства и руководстве метрополитена до сих пор заказывают тюбинги украинским предприятиям – при простаивающих отечественных заводах.
В «Мосинжпроекте», который является генподрядчиком строительства московского метро и полностью принадлежит правительству Москвы, ключевые должности занимают земляки вице-мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. С его именем также связывают смену компаний, которые занимались строительством столичного метро до 2011 года, на монопольный «Мосинжпроект». По данным компаний-подрядчиков, участвующих в строительстве метро, поставщиков материалов и оборудования определяют в «Мосинжпроекте». В столичной мэрии дают противоположную информацию.
В градостроительном комплексе Москвы заверяют, что с весны прошлого года стараются заместить украинскую продукцию отечественной. В августе 2014 года комплекс привлёк к поставке тюбингов две отечественные компании, ЗАО «Интертрансстрой» и ООО «Евразийский трубопроводный консорциум» (ООО «ЕТК»). Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что ЕТК до сих пор поставляет тюбинги, произведенные в Днепропетровске. Сейчас градостроительный комплекс сообщает, что разорвал отношения с компанией в одностороннем порядке. По информации ведомства, в том году объём поставок из Украины был сокращен на 40%.
Однако даже если это так, до полного импортозамещения еще очень далеко. Вызывает много вопросов и схема финансирования строительства московской подземки. Существует мнение, что «Мосинжпроект», несколько лет назад бывший ГУПом, переформировался в ОАО специально, чтобы выйти из зоны государственного контроля закупок. Акционерным обществам не нужно проводить торги, они сами выбирают подрядчиков и определяют стоимость контрактов, а фирмы-подрядчики в свою очередь могут работать с теми поставщиками или производителями, с которыми им будет выгодно. Данная схема позволяет компаниям с госучастием держать стоимость закупок в секрете.