В половине случаев наниматели квартир и владельцы жилья ругаются из-за арендной ставки
В кризис арендаторы не спешат переезжать – не выгодно даже с учётом снизившихся ставок, чаще стараются договориться о скидке со своим наймодателем.
Источник изображения: Фотобанк Лори
Причиной 50% конфликтов, возникающих между арендодателями и арендаторами, является финансовый вопрос, выяснили в Департаменте аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость». Причём в 25% случаев предметом спора являются задержки платежей, ещё столько же конфликтов касается несвоевременного повешения арендной платы. На асоциальное поведение (порчу имущества, жалобы со стороны соседей) приходится 20% всех споров между владельцами жилья и съёмщиками.
«Дополнительные» платежи тоже часто становятся причиной размолвок: сюда входит несвоевременная оплата счетов за городской телефон, просрочки по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 15% случаев источником проблем становится появление новых услуг: так, арендодатель полагает, что установку видеокамеры в подъезде или работу консьержа должен оплатить арендатор.
К спорам приводят и другие действия: отказ вернуть залог, попытка арендодателя выселить нанимателя до срока (нередко после ремонта, сделанного арендатором в расчёте на долгосрочное проживание в этом жилье), частые визиты хозяина квартиры. Около 15% спорных ситуаций возникает из-за попытки одной из сторон изменить условия найма до истечения срока договора.
До суда арендные споры доходят редко, тем не менее, и такие случаи бывают: по информации Департамента аренды квартиры «ИНКОМ-Недвижимость», на несколько десятков тысяч сделок приходится от 4 до 6 судебных разбирательств. Наймодатели свои права через суд отстаивают чаще.
По словам Оксаны Поляковой, заместителя директора Департаменты аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость», в этом году наблюдается тенденция к уменьшению числа конфликтов между владельцами жилья и арендаторами, что связано, в частности, с кризисом. Рынок аренды сегодня принадлежит арендатору – предложение превышает спрос, цены снижаются, но не все наниматели жилья готовы менять жильё: опять оплачивать первый месяц проживания, комиссионные риэлтору, залог и переезд слишком накладно. Поэтому наниматели чаще пытаются договориться с владельцем жилья об изменении условий существующих отношений: о скидках или оплате собственником части «коммуналки». Собственники жилья также держатся за своих квартирантов и готовы идти на уступки.
Специалисты «ИНКОМ-Недвижимость» отмечают рост юридической грамотности граждан. Участники сделок стали тщательно составлять и изучать договор найма, они знают свои права и не боятся отстаивать их в суде. С другой стороны, появилось и понимание того, что решить проблему в досудебном порядке намного легче.